Интернет распространился сейчас повсеместно и стал важным для разных людей. Можно предположить, что особенное значение он должен был приобрести у людей, находящихся вдали от дома и близких. Антропологи уделяют особое внимание изучению групп таких людей, чтобы понять последствия воздействия на них интернета. Изначально объектом изучения были группы мигрантов, разделённых со своими семьями (см. например,
Horst and Panagakos, 2006). Но вскоре стало ясно, что интернет может быть чем-то большим, чем просто инструментом для воссоединения (re-connection) — к примеру, он может сам по себе выступать в качестве дома, что созвучно заголовку книги Грешке о южно-американских мигрантах, «Есть ли дом в интернете» (
Is there a home on the internet).
Во время одного из своих исследований я обнаружил, что интернет действительно может стать самой важной локальностью в жизни индивида. К примеру, один мой знакомый филиппинец в Лондоне не пользуется никакими местными благами — он никогда не ходит в пабы или в кино. Всё своё время, за исключением работы, сна и еды, он проводит в социальных медиа в компании друзей и родни. В книге
Tales from Facebook (Miller, 2011) можно найти историю инвалида доктора Карамата, который никогда не выходит из своего дома в Тринидаде, беря от жизни всё что можно в фейсбуке, где он «работает», собирая активистскую информацию о правах человека, и «социализируется» в группах новых друзей из широкой южно-азиатской диаспоры.
Часто отношения на расстоянии становятся ещё сложнее — например, из-за возраста участников. Представьте себе треугольник общения, состоящий из детей из Танзании, живущих в США, их престарелых родителей, оставшихся в Танзании, и других родственников и опекунов, заботящихся об этих детях. Тут социальные медиа оказываются близки таким медиа, в основе которых лежит использование веб-камеры. Skype и другие приложения для смартфонов позволяют реконструировать семейную близость и поддержку в транснациональном контексте (
Kaiser-Grolimund, 2018). А бывают и обратные ситуации — родители уезжают на заработки и на расстоянии хотят заботиться об оставленных детях. Этому посвящена
книга, которую мы написали вместе с Миркой Мадиану в 2012 году. Сначала мы расспрашивали филиппинских женщин, работающих в Великобритании, о том, как устроены их отношения с детьми, а затем отправились на Филиппины, чтобы спросить самих детей, что они об этом думают. Ключевой вопрос — возможно ли быть «матерью», когда отношения поддерживаются исключительно через медиа (многие из матерей практически не видели своих детей с тех пор, как покинули Филиппины). В основном матери считали, что могут компенсировать своё отсутствие с помощью социальных медиа и даже планировали остаться в Великобритании. Дети же рассказали о двойственном восприятии отношений, основанных исключительно на общении по сети, — иногда в таких отношениях они видели по преимуществу слежку, а не заботу. Важность этого исследования заключается в том, что оно ставит под сомнение простую идею: миграция ведёт к нарушению коммуникации в отношениях, которая затем может быть восстановлена с помощью новых медиа. Получается, что когда мы говорим о локальности или о доме, мы сразу подразумеваем и базовые компоненты повседневной жизни, такие как забота родителей и детей друг о друге.
В проекте Why We Post мы тоже изучали мигрантов. Этот проект состоял из девяти параллельных полевых этнографических исследований по всему миру. А после мы опубликовали 11 книг (например,
How The World Changed Social Media, 2016). Все они доступны для скачивания на сайте UCl. Один из участников нашей группы был в Южной Индии. Он хотел узнать, есть ли разница в том, как используют социальные медиа люди из деревень и новые мигранты — работники IT-сферы. Мы нашли место, где две этих группы были расположены рядом. Это огромный IT-комплекс, построенный на территории нескольких деревень. Вопреки нашим ожиданиям, между этими двумя группами было больше параллелей, связанных с такими факторами как родство или класс, чем различий (
Venkatraman, 2017). Другая наша коллега работала в городе Мардин в юго-восточной Турции. Многие её информанты из числа курдов сами были мигрантами и беженцами из зоны многолетнего конфликта между курдскими национальными меньшинствами и основным турецким населением страны (
Costa, 2016). В этом кейсе социальные медиа использовались, чтобы реконструировать традиционные формы дома. Как и во многих антропологических исследованиях, дом тут понимается не как специфическое место, а как система кровных уз, в случае курдов основанная на происхождении и верности клану. У человека могут быть сотни друзей на фейсбуке и почти все они — это родственники.
Яснее всего соотношение интернета и офлайна видно в другой части проекта Why we post. Ещё одна наша коллега изучала масштабную внутреннюю миграцию в Китае (
Wang, 2016). 250 миллионов человек из сельскохозяйственных регионов отправились на фабрики. Прожив на одной из таких фабрик 15 месяцев, исследовательница обнаружила, что вопреки её ожиданиям, рабочие не стремились поддерживать связь с односельчанами. Скорее переход из оффлайна в онлайн можно сравнить с миграцией из глубокой провинции в более многонациональные регионы Китая, такие как Шанхай. Для этих мигрантов социальные медиа были в первую очередь средством успешного принятия новой жизни в современной многонациональной китайской поп-культуре, в которой они оказывались, переезжая на фабрику. Так что их использование социальных медиа было скорее созданием нового современного (modern) дома. Люди отказываются от традиционных связей с семьёй и жителями своей деревни и включаются в современную массовую культуру, где они живут онлайн в окружении быстрых машин и частных бассейнов.
Что объединяет все эти наблюдения — когда мы думаем о локальности в контексте интернета, важным оказывается не только географическое пространство оффлайна или онлайна. Важно то, зачем люди вступают в отношения с другими — будь то другие люди или идеальные способы устроить жизнь/повседневность.